Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/cache/related_674.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/modules/functions.php on line 339 Версия для печати > ПАРАД АЛЮМИНИЕВЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ
На главную > В КРАЮ ЗАМБЕЗИ > ПАРАД АЛЮМИНИЕВЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ

ПАРАД АЛЮМИНИЕВЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ


 Лишь только минуешь город Каб-ве по автостраде Лусака — Ндола, по обе стороны от шоссе начинают попадаться рядки велосипедов.
 Велосипеды необычные. Сделаны они из алюминиевой проволоки. На десятки метров тянутся иногда «стоянки» алюминиевых велосипедов — от крошечных, размером со спичечный коробок, до великанов, которые вполне бы мог «оседлать» 5—6-летний ребенок. Только ездить на таких велосипедах нельзя. Не рассчитаны они на езду.
 Появившись впервые лет десять назад, алюминиевые велосипедики понравились туристам.
 Сейчас они стали такими же традиционными сувенирами, как поделки из меди. Нигде, кроме Замбии, не делают в Африке алюминиевых велосипедов.
 Ну а в Замбии велосипедных дел мастера живут в Медном поясе. Алюминиевые велосипедики тоже примета Медного пояса.
 ...На окраине Ндолы у самой авто
страды притулилась хибарка, слеп
ленная из кусков картона, жести и
фанеры. Хибарка — мастерская
братьев Лонгу — Кеннета и Матулы. Они делают велосипеды. И продают их здесь же. Недорого продают. За 5—6 квач можно купить целое семейство алюминиевых безделушек разной величины и формы.
 Братьям Лонгу по 13 лет. Они близнецы, учатся в школе во втором классе. После уроков бегут сюда, в мастерскую. Делать велосипедики их научил отец. Раньше, когда отец был безработным, только и жили этими сувенирами. Два года назад отец получил работу и велосипедное производство целиком перешло в руки Кеннета и Матулы. Можно ли прожить без велосипедиков? Можно, конечно. Но не такая уж богатая семья Лонгу, чтобы отказаться от дополнительного заработка. У Кеннета и Матулы четыре сестры. Старшая скоро пойдет в школу, а значит, и расходов прибавится.
 Обычно велосипедные мастера не посвящают посторонних в тайны своего ремесла. Но я так настойчиво просил Кеннета и Матулу, что мальчишки сдались. Правда, взяли с меня клятву, что сам я никогда не буду делать велосипедики по их методу.
 В мастерской-хибарке прохладно. В углу на земляном полу мотки проволоки и резины. Посреди мастерской — стол и две табуретки. На столе железные тиски, молоток, плоскогубцы, обрезки проволоки, кусок водопроводной трубы.
Вот и все хозяйство.
 Здесь Кеннет мастерит колеса и багажник, Матула — руль, раму, педали.
 Велосипедик хоть и маленький, но должен повторять все детали настоящего велосипеда.
— А тормоз у вашей машины есть?
 — Есть, — кивает Кеннет. — Вот тросик, колодка, рычажок.
— И насос есть?
Братья переглядываются.
— Нет, насоса нет.
Я улыбаюсь.
 — Про насос мы, пожалуй, забыли, сэр, — говорит Кеннет и хитро смотрит на меня,— но покупатели насос не спрашивают. Наверно, без него обходятся.
 Возле мастерской тормозит зеленый «фиат».
 Кеннет и Матула оживляются: покупатель приехал.
 Покупатель, высокий тучный зам-биец, осматривает велосипедики. Выбирает два. Долго не может решиться, какому отдать предпочтение. Покупает оба.
 — Сыну подарок на день рождения. Давно просил... — говорит мне владелец фиата. — И обязательно просил купить из тех, что у Ндолы.
Идольские велосипеды — самый шик!
Покупатель уезжает.
 — Не надоело одно и то же мастерить каждый день? — спрашиваю у братьев.
 — Почему одно и то же?! — удивляется Матула. — Мы делаем разные модели. Сейчас, например, турист
ские. Недавно закончили серию детских, трехколесных. А скоро возьмемся за гоночные. Специально для
любителей велоспорта!