Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/cache/related_641.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/modules/functions.php on line 339 «ЧИСЛЮ ПЕРВЫМ СОКРОВИЩЕМ ГОРЫ...» » Позитивное видение окружающего мира в 85

ПУШКИ ИЗ БЕРЕСТЫ
Ну а что стало с промыслом потом? Александра Маркова родилась и выросла в самой Шемок ...

ПРО ЛЕНИНА
 Прошел целый месяц, как отгремела Февральская революция, и наконец, в теплый весенни ...

ОХОТНИЧЬИ ПРЕМУДРОСТИ
 На охоте Ондрей воспоминал охотничий обычай и свычай. Он ружье свое по весне омывал ...

ПОЛОВОДЬЕ
Когда наступает пора таяния снега, меняется с виду и ледяной панцирь, покрывающий рек ...

ЦЕЛЕБНОЕ ОЗЕРО
 Во всех энциклопедиях мира упоминается знаменитое Мертвое море, вода которого настол ...

ПОЗИТИВНОЕ ВИДЕНИЕ МИРА В 85 » О СТРАНЕ И МИРЕ » ДАГЕСТАН — СТРАНА ГОР » «ЧИСЛЮ ПЕРВЫМ СОКРОВИЩЕМ ГОРЫ...»

«ЧИСЛЮ ПЕРВЫМ СОКРОВИЩЕМ ГОРЫ...»

Горы тянутся от Махачкалы вдоль берега Каспия, то удаляясь от него, то приближаясь почти вплотную. Прибрежные горы невысоки и имеют какую-то упорядоченную, четко повторяющуюся форму, словно здесь кто-то поработал мастерком. Вдали линия гор становится мягкой, она разрезана лощинами, кое-где на склоне примостился аул. Это и не горы еще, а лишь предгорья. Горная цепь кавказских хребтов с вершинами, покрытыми вечными снегами, с великолепными пастбищами на альпийских лугах высится уже так далеко, что с побережья ее и не видно.
 В горных селениях издавна трудятся народные мастера, передавая свое умение от отца к сыну, от матери к дочери. В одних аулах мужчины ковали оружие, изготовляли из железа различные орудия, а из серебра — украшения, в других — резали дерево, обрабатывали кожу. Женщины ткали ковры, вышивали, шили одежду, делали из глины кувшины и чаши. Эти ремесла дожили до наших дней и развились еще больше, потому что стали всенародным делом.
Когда дагестанцы отправляли делегацию к Ленину, задумали они привезти ему подарок, да такой, чтобы шел от души. И решили, что не будет подарка лучше, дороже, чем сделанный собственными руками. Горцы подарили вождю письменный прибор, который вырезали из дерева мастера аула Унцукуль. Владимиру Ильичу очень понравился подарок, но он хотел передать его в музей, чтобы им могли любоваться и другие люди. Еле уговорили его горцы оставить прибор у себя, пообещав сделать для музея другой. Ленин посоветовал дагестанцам беречь народные таланты, создавать им условия для творчества. А подарок остался в кабинете Ильича, он пользовался им в своей работе. Недавно унцукульские мастера отреставрировали этот исторический прибор, и он вернулся на свое прежнее место — в кабинет Ленина в Кремле.
 Вместе с унцукульским прибором горцы привезли Ленину металлическую ручку и подставку под нее, сделанные в ауле Кубачи. Мы съездим в это горное селение, познакомимся с его жизнью, с работой его мастеров.
...Небольшой автобус похож на жука. Он сворачивает с шоссе и сначала идет по дороге по открытому ровному пространству, поросшему кустарником. Потом на пологом подъеме появляются деревья, начинается лес. В лесу растут деревья ценных пород — дуб, бук, граб, клен, а под ними прекрасно чувствуют себя орешник и кизил и даже плодовые — груши, яблони, айва.
 Но вот лес кончился, дорога, петляя, взбирается теперь по склонам хребтов. На этих порою очень крутых склонах то и дело встречаются обработанные поля, с которых сейчас, в конце августа, урожай уже снят. Поля расположены террасами, и даже при первом взгляде понятно, сколько требуется труда для их устройства: сначала нужно выровнять на склоне площадку, потом укрепить ее стенкой из камней. Сеют здесь пшеницу, ячмень, овес, выращивают немного винограда. Площадки побольше обрабатывают трактором, а маленькие, да еще приткнувшиеся на крутизне, можно распахать только на быках, а урожай собрать вручную.
 Когда В. И. Ленин принимал в Кремле делегацию из Дагестана, тамошние жители в большинстве своем вообще не знали, что такое электричество. Город Порт-Петровск обслуживала единственная электростанция мощностью в 60 киловатт! Ее едва хватало для освещения электрическими фонарями двух-трех центральных улиц. Горцы рассказали Владимиру Ильичу, в каком трудном положении оказалась республика после гражданской войны. Он рекомендовал для развития народного хозяйства края использовать его природные богатства, в том числе энергию рек.
 Сама природа создала в Дагестане мощные источники энергии — горные реки.
 Первая дагестанская ГЭС вступила в строй незадолго до войны. А в послевоенные годы специалисты разработали проект целого каскада гидростанций на реке Сулак. В 1963 году была закончена первая — Чирюртов-ская, а вскоре началось сооружение следующей — Чиркейской ГЭС. Вся наша страна участвовала в этой ударной стройке. Турбины для нее создавались в Харькове, генераторы — на Урале, оборудование и стройматериалы прибывали более чем из 200 городов. На стройке трудились представители 50 национальностей. Добровольцы приезжали отовсюду. У одних уже были специальности, другие приобретали их на месте.
 Отличную школу прошли они здесь, став настоящими специалистами своего дела.
 Чиркейская ГЭС самая мощная в Дагестане: ее мощность — 1 миллион киловатт. Это уникальное сооружение: огромная арка бетонной плотины поднялась в высоту на 231 метр! Строительство электростанций на Сульском каскаде продолжается. Но уже сейчас Дагестан производит в год 3 миллиарда киловатт-часов, это в полтора раза больше, чем давала вся дореволюционная Россия.
 Искусственные водохранилища позволяют орошать колхозные и совхозные поля и сады, осваивать целинные земли на равнинах Дагестана. Воду перекачивают насосные станции, это гораздо выгоднее и удобнее, чем строить и содержать каналы. Сады поставляют сырье для консервной промышленности, возникшей уже в первые годы Советской власти. Тогда из Москвы и центральных районов России в Дагестан прибыло оборудование нескольких консервных заводов. Сейчас в этой отрасли работают новые, современные предприятия. Они объединяются с совхозами в агропромышленные комплексы, такие, как «Нагорный Дагестан». Вкусные фруктовые компоты из персиков и груш, всевозможные соки и маринады — вот что производит этот комбинат.
 ...Время в поездке проходит незаметно. Скоро и Кубачи, горный аул, знаменитый не только на всю страну, но и на весь мир. Прославили его народные мастера-златокузнецы. Когда-то кубачинцы ковали кольчуги, панцири, шлемы, изготовляли изумительные по красоте сабли, кинжалы, пистолеты, ружья. Их знали и в России. Один русский путешественник XVIII века писал о кубачин-цах: «Ремесло у них такое — делают много хорошего ружья мелкого, также сказывают и пушки льют».
 Очень популярны и различные женские украшения: кольца, серьги, подвески, пояса, браслеты. Их изготовляют из серебра, украшают рисунками, чернью или позолотой. Делают в Кубачах и серебряную посуду — тарелки, кувшины, кофейные и винные наборы. Лучшие изделия получали признание на таких крупнейших выставках, как Всемирная выставка в Париже. Раньше каждый мастер трудился в одиночку, разве что помогали ему сыновья. Сейчас в Кубачах работает Художественный комбинат. Он объединяет почти 600 человек, а это значит, что древнее искусство живо, что молодежь перенимает опыт старших.
 Мы въезжаем в Кубачи. Справа на склоне остаются двухэтажные дома Новых Кубачей и четырехэтажное здание Художественного комбината, и автобус останавливается на площади. Здесь, на высоте 1700 метров, как будто уже наступила осень, под ногами сыро, небо затянуто тучами, которые ходят вровень с аулом. Хорошо еще, что нет дождя, — говорят, он шел не переставая все предыдущие дни.
 На площади многолюдно: открыты магазины, торгует небольшой базар. По одной ее стороне поставлены высокие камни, отделяющие площадь от круто уходящего вниз откоса. Камни отесаны и украшены надписями на арабском языке. Их поставили в память о людях, умерших или погибших где-то на чужбине либо в пути. Ведь кубачинцы много путешествовали, они торговали своими изделиями и подолгу жили и в странах Востока, и в Европе, а некоторые добирались даже до Америки. Все это объясняют нам почтенные аксакалы, степенно стоящие тут же в своих высоких каракулевых шапках. «Вот смотрите, — говорит один из них, показывая арабскую цифру, — этот камень самый старый, ему триста пятьдесят лет».
 Отправляемся осматривать аул. Очень скоро улица превращается в узкую тропинку, она вьется вокруг горы и так и норовит круто сбежать по склону. Вверх-вниз, вверх-вниз ходят всю жизнь кубачинцы — за водой к роднику с большими кувшинами, в магазин за покупками, с работы и на работу. Прислонившиеся к склонам сакли — двухэтажные, нижняя часть для хозяйственных нужд, верхняя жилая. Каждая сакля сама образует этаж для другой, стоящей выше или ниже по склону. Но эти многоступенчатые постройки вовсе не монотонны: окна, веранды, дверные проемы окрашены в голубой цвет, оживляющий серый тон неба.
На стенах домов тут и там вырезаны каменные львы, кабаны, кошки, верблюды, а то и неведомые фантастические птицы и животные. Это знаменитые кубачинские каменные рельефы.
 В любой кубачинской семье есть комната, отведенная под домашний музей. Сняв у входа туфли, мы ступаем на домотканую дорожку, закрывающую пол комнаты, и осматриваемся. На одной стене развешаны фаянсовые и керамические тарелки и чаши, ниже висят металлические блюда. На полках стоят котлы, ведра и, конечно, кувшины-мучалы, с которыми мы и сегодня видели у источника женщин. Среди местных изделий попадаются вещи из Индии, Китая. Их когда-то привезли кубачинцы, и потомки бережно хранят их в домашней коллекции, которая, по традиции, переходит к дочерям.
 Мы посетили еще один музей, школьный. Здесь все вещи новые, изготовленные воспитанниками Кубачинской средней школы. Нам рассказывает о них народный художник РСФСР Расул Алиханов, знаменитый мастер, чьи работы экспонируются во многих музеях страны. Свой первый диплом мастер получил в 17 лет, когда его работы послали на выставку в Нью-Йорк, в раздел детского творчества. Теперь он сам учит молодых, следит за их успехами. Успехи есть, о них рассказывают висящие на стене яркие дипломы многочисленных выставок: в США, Канаде, Сирии, Чили, ГДР, Японии... Обучение в школе на уроках труда начинается в первом классе. Детям показывают элементы узоров, учат изображать их на бумаге. Позднее они берут в руки резец и переносят эти узоры на металлические пластинки. К окончанию школы ученики осваивают основы ремесла, и многие остаются работать на Художественном комбинате. Есть в Кубачах еще одно новшество: художественной обработкой металла теперь занимаются и женщины, их на комбинате больше половины штата, в основном это вчерашние выпускницы школы.
 Интересно в Кубачах, впечатлений много, а хотелось бы узнать и увидеть еще больше. Но нас давно уже зовут в автобус, пора в обратный путь. Возвращаемся домой в полной темноте. А утром — снова лето, снова солнце, снова море.

 (голосов: 0)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • ГОРОД МАХАЧА — МАХАЧКАЛА
  • «А ВТОРОЕ СОКРОВИЩЕ—КАСПИЯ...»
  • ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
  • ПАРАД АЛЮМИНИЕВЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ
  • ПРО ЛЕНИНА



  •