ИЗВЕСТЬ НА ЛИСТЬЯХ
 Вам, конечно, случалось видеть где-нибудь в реке на неглубоком месте темные зеленова ...

СТРАНА СЕРО-ЗЕЛЕНЫХ КАРЛИКОВ
 В проливе Моонзунд у берегов Эстонии есть остров, такой маленький, что на карте стра ...

ПОСЛЕДНИМИ
 Много птиц вернулось с юга в свои края. Весна позвала их на родину, чтобы песнями ра ...

МОРОШКА
 Из ягод более всего люблю собирать морошку. Идешь краем болота, по редкому, светлому ...

КАК ЦВЕТУТ ОСИНА И БЕРЕЗА
    Осина цветет в то время, когда у нее еще нет листьев. На ветвях распускаются круп ...

ПОЗИТИВНОЕ ВИДЕНИЕ МИРА В 85 » О СТРАНЕ И МИРЕ » УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ГЕОГРАФ

УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ГЕОГРАФ

Борис Федорович Добрынин
(1885—1951)
 Большой ученый, блестящий педагог, воспитавший не одно поколение советских географов, неутомимый путешественник, страно-вед, прекрасный знаток Крыма, Кавказа, Русской равнины и других районов нашей Родины и мира, Борис Федорович Добрынин прожил яркую плодотворную жизнь, полную труда, исканий и больших достижений.
 Родился Борис Федорович в Минске. Детство и юность его прошли среди чудесной белорусской природы. В те счастливые годы зародилось в нем влечение к естественным наукам, возникло непреодолимое желание к познанию окружающего мира. Вопреки желанию родителей сделать его богословом, он стремился осуществить свою заветную мечту — стать натуралистом и путешественником.
 Еще в те юные годы он уже достиг многого: практически познал разнообразный и сложный мир растительности, собрав по всем правилам роскошный гербарий, который передал в дар Московскому университету, куда в 1903 году поступил на учебу на естественное отделение физико-математического факультета.
 Энергичный и деятельный, студент Добрынин не только хорошо учился, но принимал активное участие в работе научных студенческих кружков: выступал с докладами и научными сообщениями. В годы.учебы совершил свои первые путешествия за границу, побывал во Франции, в Австрии, Италии, Испании, где знакомился с деятельностью географических обществ и университетов. Любопытно отметить, что путешествовал он большей частью пешком, а Италию с юга на север пересек на велосипеде. Он быстро завязывал знакомство с местным населением и получал необходимые сведения. Сам же он был очень наблюдательным, пытливым, любознательным человеком, обладал феноменальной памятью.
 Не остался Добрынин и в стороне политических событий того времени; в годы, предшествовавшие революции 1905 года, принимал участие в революционном студенческом движении и даже сражался на баррикадах в числе бойцов бауманской дружины.
 После окончания восьмого семестра Добрынин занемог и по состоянию здоровья был на два года освобожден от учебы. Воспользовавшись этим, он отправился путешествовать за границу, по странам Западной Европы; посетил Францию, Италию, Испанию, Швейцарию, Грецию, Германию, интересовался природными условиями этих стран и жизнью их обитателей. Все увиденное, услышанное запоминал, записывал, отмечал на картах; словом, уже в те годы превратился в неугомонного путешественника, натуралиста, страно-веда. Это так и осталось за ним на всю последующую жизнь.
 Наконец учеба в университете закончена. Добрынина как весьма способного и подающего большие надежды оставили при кафедре географии, которой руководил Д. Н. Анучин, «для подготовки к профессорскому званию».
 В течение нескольких последующих лет Б. Ф. Добрынин совершенствует свои познания в области географии и некоторых естественных наук, ведет преподавательскую работу, занимается научной деятельностью. Одна за другой выходят в свет его научные работы. А печататься он стал еще в студенческие годы, когда написал несколько очерков о странах, где пришлось побывать.
 Начиная с 1910 года Борис Федорович принимает участие в многочисленных экспедициях. Почти сорокалетняя эпопея полевых экспедиционных работ способствовала тому, что Б. Ф. Добрынин стал крупным исследователем и знатоком Крыма, Кавказа, Закавказья, Русской равнины.
 На основе материалов экспедиционных исследований, собственных наблюдений, собранных материалов Борис Федорович составил ряд фундаментальных географических монографий и учебных пособий. Многие его работы посвящены Крыму («Происхождение Крыма», «Географические ландшафты Крыма» и другие).
 Крым был любимым детищем Добрынина, объектом, который он усиленно изучал, не только участвовал с этой целью в экспедиционных работах, производившихся Московским обществом по изучению данного полуострова, но даже сам организовал на его территории научную базу и в течение многих лет руководил ею.
 Существенный вклад в географическую науку нашей Родины Добрынин сделал своими работами, посвященными природе указанных районов.
 Исключительно велика также его работа в области подготовки кадров географов. Более 35 лет Б. Ф. Добрынин читал географические дисциплины в вузах и учебных заведениях страны. По его инициативе и непосредственном участии в составе учебных подразделений Московского университета была создана первая в СССР кафедра физической географии, и ею он руководил до 1941 года.
 Обширнейшие познания в области физической географии мира, многолетний опыт педагогической работы, неиссякаемая энергия позволили ученому создать прекрасные учебные пособия для вузов по географии СССР и зарубежных стран. Первый учебник «Физическая география СССР. Европейская часть и Кавказ» вышел в свет в 1941 году. В 1948 году появился другой труд ученого — «Физическая география Западной Европы». В течение многих лет эти книги были основными учебниками для студентов и настольными книгами специалистов и географов. По ним учились многие поколения студентов наших вузов.
 Кроме научных монографий и учебников Б. Ф. Добрынин писал научно-популярные книги, переводил труды зарубежных авторов, редактировал и рецензировал многочисленные труды географов. Многие годы бессменно редактировал журнал «Землеведение». Большую роль в деятельности ученого играли карты, которым он придавал исключительно большое значение. Сам составил немало оригинальных карт, помогал другим ценными советами, был очень рад и доволен, когда появлялся на свет новый источник наглядных знаний.
 Борис Федорович — автор многочисленных статей по физгеографии СССР и зарубежных стран, подготовленных им для Большой Советской Энциклопедии. В течение многих лет был автором, редактором и рецензентом этого издательства.
 Энергичный, деятельный, трудолюбивый, требовательный к себе и другим, ученый пользовался большим авторитетом и уважением среди студентов. Терпеливо и настойчиво он приучал их к самостоятельной научной работе. Лекции, которые он им читал, всегда были насыщены интересным познавательным материалом, излагались очень четко и ясно; их автор среди педагогов считался непревзойденным мастером слова.
 Борис Федорович Добрынин своими трудами внес исключительно большой вклад в развитие отечественной географической науки. Его ученики, многие из которых стали видными учеными, хранят о своем учителе благодарную память.
 В 1985 году общественность, географы нашей страны будут отмечать 100-летие со дня рождения этого замечательного человека, большого труженика науки, просветителя, верного сына нашей Родины.

 (голосов: 0)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • ВЫДАЮЩИЙСЯ ПОЧВОВЕД-ГЕОГРАФ
  • КРУПНЫЙ УЧЕНЫЙ-ОКЕАНОЛОГ
  • «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МОСКВУ!»
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
  • ОНА ОСУЩЕСТВИЛА МЕЧТЫ СВОЕЙ ЮНОСТИ



  •