Warning: fopen(/var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/cache/related_765.tmp): failed to open stream: пФЛБЪБОП Ч ДПУФХРЕ in /var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/modules/functions.php on line 337 Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/modules/functions.php on line 338 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /var/www/fastuser/data/www/acere.ru/engine/modules/functions.php on line 339 ПО СЕВЕРНЫМ БЕРЕГАМ АМЕРИКИ » Позитивное видение окружающего мира в 85

ХВОЩ-НАПИЛЬНИК
    Среди наших хвощей один из самых интересных — хвощ зимующий. С ним лучше вс ...

НА КУРСКОЙ ДУГЕ
 Продолжая после Сталинграда наступление по всему фронту, советские войска очистили о ...

ЗЛАКИ С ОСОБЫМИ ПРИМЕТАМИ
    Едва ли есть такая группа растений, которая бы имела в жизни человека столь больш ...

СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ДНО МОРСКОЕ
 Возьмем, к примеру, Балтийское море. На севере его суша поднимается гораздо быстрее, ...

ВОСЕМЬ ДНЕЙ КАК ОДИН МИГ
 Странное положение сложилось сегодня в мире. Мы приходим домой, нажимаем кнопку теле ...

ПОЗИТИВНОЕ ВИДЕНИЕ МИРА В 85 » О СТРАНЕ И МИРЕ » ПО СЕВЕРНЫМ БЕРЕГАМ АМЕРИКИ

ПО СЕВЕРНЫМ БЕРЕГАМ АМЕРИКИ

Александр Филиппович Кашеваров
(1810—1866)
 Великое переселение народов, так, пожалуй, можно назвать это явление, когда европейцы хлынули на открытый Колумбом Североамериканский континент. В погоне за добычей и богатством в короткий исторический срок они рассеялись по Новому Свету. Промчались на своих конях по всему пространству от Мексиканского залива до Скалистых гор, в жестокой конкуренции друг с другом смешав с пылью американских дорог все человеческие понятия о добре, справедливости и морали.
 Не было силы, способной сдержать это освоение-нашествие. И только крайний север Америки с его нестерпимыми морозами и вечными льдами не спешил открывать пришельцам свои тайны, хотя и его спокойствие было потревожено множество раз. Десятки экспедиций с неимоверным упорством 300 лет штурмовали этот район вечных льдов в поисках морского прохода вдоль северных берегов Америки. Португальцы, испанцы, французы, англичане. И все же к концу восемнадцатого столетия «загадка веков» — существование северо-западного прохода оставалась неразгаданной.
 В первые десятилетия XIX века делаются новые попытки пройти сквозь льды вдоль северных берегов континента: русскими — с запада на восток, англичанами — с востока. Благодаря мужественным усилиям О. Е. Ко-цебу, М. Н. Васильева, Г. С. Шишмарева, исследовавших берега полярных владений России в Русской Америке, и английских морских офицеров Парри и Франклина, добравшихся один до острова Банкса, другой до мыса Возвращения, удалось значительно расширить географические знания об этих районах. Оставалась неисследованной полоса полярного побережья длиной в 260 миль. Оставался последний шаг.
 И вот 23 июня 1838 года из залива Нортон в Русской Америке выходит бриг «Полифем» и ложится на курс север-северо-восток. На борту члены полярной экспедиции, которая намерена сделать этот последний шаг. Начальник экспедиции — подпоручик корпуса флотских штурманов Александр Филиппович Кашеваров.
 Кашеваров родился 9 января 1810 года в Русской Америке. Книги о приключениях, зачитываемые до дыр, рассказы бывалых моряков, которые он готов был слушать целыми днями, дикая первозданная природа его родины — он впитывал в себя все эти впечатления детства и не было у него другой мечты, кроме одной — путешествовать. Отец Кашева-рова — школьный учитель — не мог выделить достаточно средств на образование сына. Мать — алеутка — тем более. Заботу о его будущем берет на себя Российско-Американская компания, по рекомендации и на средства которой двенадцатилетнего Сашу определяют на учение в один из частных пансионов Петербурга, а затем в Кронштадтское штурманское училище.
 Разные дороги ждали выпускников этого училища в морях — долгие и короткие. И только немногим из лучших могло повезти по-настоящему — попасть на корабль, идущий в кругосветное плавание. Кашеваров совершает два таких плавания с научными целями на кораблях «Елена» и «Америка». Кругосветные путешествия для молодого штурмана стали настоящей школой морской выучки, пробудили в нем интерес к научному познанию мира. Азарт первопроходца с этих пор становится основным свойством его души на всю жизнь.
 А жизнь его после кругосветных путешествий надолго оказалась связанной с Русской Америкой. В течение нескольких лет он служил капитаном на различных судах Российско-Американской компании, совмещая многотрудную морскую службу с исследованием этих дальневосточных владений России. И вот поход на север к неизведанным землям.
Достигнув 6 июля мыса Лисбурн, Кашеваров решает покинуть бриг. Далее экспедиция пойдет на облегченных судах — двенадцати-весельной байдаре и пяти трехместных байдарках. Отсалютовав пушечными залпами, «Полифем» уходит в открытое море, оставляя путешественников одних на пустынном берегу. Отсюда начался медленный путь на восток. Путники впряглись в лямки и потащили свои суденышки против встречного ветра бечевой, шагами отмеряя версты. Эскимосы из редких чумов на берегу, завидев странную вереницу людей, хватали своих детей и с криками убегали в тундру. От этого одиночество становилось еще более невыносимым.
 Вперед. Ветер временами менялся. При малейшей возможности экспедиция погружалась на свои суденышки и продвигалась на веслах вдоль берега под дождем и снегом. Шквалы обрушивались внезапно, и тогда почти не было возможности выбраться на берег, и волны сами распоряжались судьбами путешественников. Не раз потом вспоминал Кашеваров глаза людей, обращенные к нему в эти отчаянные моменты,—«...людей, находящихся между жизнью и смертью и вверенных моему попечению».
 Доброжелательность Кашеварова и особенно подарки — листья табака — помогали преодолеть страх и недоверие местных жителей к пришельцам. Впрочем, расспросы об очертаниях берега и особенно о ледовой обстановке по дальнейшему пути следования мало что давали. Сообщения эскимосов были очень противоречивыми, зато все в один голос твердили об опасности, подстерегающей со стороны воинственного и жестокого племени как-лигмютов, через земли которых предстояло пройти.
 13 июля у мыса Ледяного экспедицию остановил плотный лед. Пришлось разделиться: с тяжелой байдарой дальше было не пройти. Пятнадцать человек повернули обратно искать подходящее место для зимовья. Кашеваров и двенадцать его товарищей остались продолжать путь. Арктика словно смеялась над людьми, то и дело заставляя их тащить на себе свое средство передвижения. По скалам и по торосам тащили они тяжелогруженые байдарки через долгие километры до чистой воды, а там многочасовая изнурительная гребля под переменными ветрами среди ледяной толчеи. Вперед. Люди делали свою работу безропотно и молча, и только гребцы-алеуты изредка посылали по ветру проклятья в адрес местных богов.
 И это был ведь не просто поход. Это была научная экспедиция, включающая в себя большой комплекс кропотливых работ по всестороннему обследованию побережья. Карты пройденных мест, составленные Кашеваровым, не потребуют потом никаких уточнений даже в наши дни. 23 июля Кашеваров открыл залив Прокофьева, на следующий день — мыс Степового. Произведена опись вновь открытого мыса Врангеля. За мысом этим начались настоящие злоключения.
 Каклигмюты, о которых предупреждали все эскимосы, появились внезапно. С луками наизготовку на быстроходных байдарках выскочили они из-за прибрежных утесов, и началась гонка, в которой для путешественников не было никаких шансов на спасение. Но вдруг американцы отстали сами: решив, видимо, что в схватке на воде может утонуть вся их добыча и им не останется ничего из вещей пришельцев. Ночевать на берегу было опасно, но и выхода другого не было. Натянули палатки, выставили караул. Утром к лагерю пришли разведчики каклигмютов, к вечеру их собирается уже великое множество.
 До 25 июля лагерь находился в осаде. Попытки задобрить американцев подарками успеха не имели. Те не скрывали своих намерений, грозили копьями и ножами, расправа была неминуемой. Отпугивая наступавших выстрелами, экспедиции все же удалось сняться и погрузиться на байдарки, однако путь к востоку был уже отрезан тяжелыми байдарками каклигмютов, и только неожиданно упавший туман помогает Кашеварову оторваться от преследователей. Высадиться где-нибудь снова на берег или на острова возможности не было, везде оказывались каклигмюты. Делать было нечего. Кашеваров поворачивает свои байдарки назад к мысу Барроу.
 Можно представить его отчаяние. Ведь до реки Маккензи, до которой дошли англичане с востока, оставался лишь недельный переход по неизведанному берегу. Есть ли к ней морской проход? Отвечать на этот вопрос суждено уже было другим. 5 сентября бриг «Полифем», подошедший к условленному месту у острова Шамиссо в заливе Коцебу, взял на борт всех участников экспедиции.
 Современников удивляло, как много сумел сделать Кашеваров со своими помощниками за недолгий срок арктического похода. Детально исследовано и картировано все побережье от мыса Лисбурн до мыса Врангеля. Астрономические определения, температурные колебания воздуха и воды, атмосферные явления, опись рек и озер, горных пород, глубины и грунты моря, состояние льдов, почва тундры, растительность, животный мир прибрежной полосы и тундры, жизнь и быт американских эскимосов — все эти сведения, собранные Кашеваровым, потом будут использованы во многих русских атласах.
 После путешествия Кашеваров продолжил службу в Русской Америке, затем в 1845 году он был определен на службу в Гидрографический департамент Морского министерства. Вышли в свет «Генеральные карты», отражающие результаты экспедиции Кашеварова. На карты эти легли все тяжелые и долгие километры северного похода. Под руководством Кашеварова издается Атлас Восточного океана, объединивший результаты всех предшествующих экспедиций в арктических морях. По окончании этой огромной работы Кашеваров был назначен начальником Аянского порта на Камчатке. Он участвовал в героической обороне Аяна от англо-французской эскадры во время Крымской войны.
 Умер Александр Филиппович 26 сентября 1866 года. Вся жизнь замечательного исследователя была отдана Родине и науке.

 (голосов: 0)



Напечатать

Другие новости по теме:
  • ИДУ НА ВОСТОК
  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ФРАМА
  • ПОЛИТИЧЕСКИ НЕБЛАГОНАДЕЖНЫЙ
  • К ЛЕДЯНОМУ КОНТИНЕНТУ
  • КАПИТАН ГЕРКУЛЕСА



  •